Запрет анонимности в мессенджерах обсуждение. Запрет на анонимность: законопроект о мессенджерах прошел первое чтение. И что, пользователям WhatsApp и телеграма придется раскрыть властям свои паспортные данные

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Законопроект о регулировании работы мессенджеров прошел в Госдуме первое чтение. Документ, запрещающий анонимность в сервисах обмена мгновенными сообщениями, поддержали 356 депутатов, двое высказались против, один воздержался.

Законопроект, предусматривающий поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в нижнюю палату парламента внесли в конце мая депутаты от трех фракций: Марина Мукабенова ("Единая Россия"), Олег Николаев ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ).

Документ обязывает организаторов обмена мгновенными сообщениями обеспечивать передачу сообщений только тех пользователей, которые идентифицированы в соответствии с законодательством. Для этого авторы законопроекта предлагают присваивать абонентам идентификационные номера на основании договоров, которые мессенджеры должны будут заключать с операторами связи.

Кроме того, организаторов обмена сообщениями предполагается обязать предоставлять пользователям техническую возможность отказаться от получения сообщений других пользователей, а также обеспечить возможность рассылки сообщений по инициативе государственных органов.

Также должна быть предусмотрена возможность ограничить рассылку и передачу сообщений с данными, нарушающими российское законодательство. В случае невыполнения этих требований оператор связи может ограничить доступ к мессенджеру по решению уполномоченного органа и основании решения суда.

Идентификация абонентов

Принятие законопроекта завершает цикл формирования системы идентификации абонентов, заявил глава комитета по информполитике Леонид Левин.

Мнение: в интернете не место людям "в балаклавах" В Госдуму поступил законопроект, вносящий изменения в работу мессенджеров на территории РФ. Эксперт Андрей Масалович в эфире радио Sputnik выразил мнение, что суть инициативы депутатов – верная, но конкретные пути ее воплощения еще нужно обсудить.

"Поскольку на сегодняшний день объем передаваемой информации посредством мессенджеров уже превысил объем информации, передаваемый традиционными операторами связи, а также в связи с тем, что владельцы не предложили каких-либо мер регулирования своей деятельности самостоятельно, было решено поддержать данный законопроект", — сказал он, выступая на пленарном заседании.

"При этом мессенджеры остаются вне правового поля. Фактически законность работы мессенджера зависит от произвольных решений его владельцев", — считает депутат.

При этом, по его словам, некоторые положения законопроекта нуждаются в корректировках. Так, ко второму чтению депутаты намерены, в частности, уточнить понятие сервиса обмена мгновенными сообщениями, а также прописать обязанность их организаторов делать массовые рассылки по инициативе органов госвласти.

Он обратил внимание на то, что даже в США нет кодов пользования мессенджера WhatsApp. "Потому что используется так называемый RSA-алгоритм. Это математическая модель, пока никто ее не взломал. Человек, который когда-то вскроет эту модель, получит Нобелевскую премию. А мы с вами говорим о том, чтобы Роскомнадзор что-то блокировал", — считает депутат.

Он пояснил свою мысль на примере многоквартирного дома, где все пользуются через Wi-Fi телефонной связью и на IP-адрес идет огромный поток зашифрованной связи. "Роскомндазор просто понятия не будет иметь, что там зашифровано, он никогда не определит, где клиент идентифицированный, а где клиент неидентифицированный. Это же понять никогда не сможет тот же самый WhatsApp, который находится где-то в Калифорнии… То есть уязвимость этого алгоритма пока не обнаружена, а значит, коды вскрывать тоже невозможно", — подчеркнул Луговой.

В целом, по мнению парламентария, "это напоминает такую войну с покемонами".

О запрете анонимности в мессенджерах. Он обязывает сервисы сообщений идентифицировать пользователей по номерам мобильных телефонов (чтобы передавать данные властям, когда они об этом попросят) и ограничивать рассылку сообщений по требованию «органа исполнительной власти» (какого именно органа, в документе не сказано). Сервисы, которые откажутся соблюдать эти условия, заблокируют.

Почти все популярные сервисы сообщений запрашивают номер при регистрации - он нужен для авторизации и защиты пользователя: чтобы начать пользоваться приложением, нужно ввести код из SMS, которое оно пришлёт. Но никто не мешает использовать при регистрации номер другого человека. Кроме того, в России более 70% сим-карт зарегистрированы на ИП и другие юрлица. На бумаге абонент может быть известен, но определить, кто фактически пользуется услугами, нельзя. Но в этой области тоже ожидаются изменения.

Фактически есть только два способа заблокировать мессенджер.

1). Блокируя запрещённые сайты, провайдеры используют решения на основе технологии DPI (Deep Packet Inspection) . Те же самые программно-аппаратные комплексы можно настроить на блокировку мессенджеров.

2). Ещё один способ - блокировать мессенджеры по IP-адресам любыми межсетевыми экранами, которые есть у провайдеров. Минус этого варианта в том, что вместе с мессенджерами будут заблокированы другие ресурсы, которые используют те же адреса.

Заблокировать какие угодно мессенджеры можно, но это дорогостоящее и неблагодарное занятие. Если такое решение и будет принято, то только в интересах каких-нибудь структур или конкретных людей, которые хотят на этом заработать.

Мессенджеры смогут обойти блокировку?

Смогут. Если очень этого захотят. Например, можно будет регулярно менять протокол взаимодействия, чтобы DPI-решения для определения мессенджеров были вынуждены постоянно выучивать новые сигнатуры. Это будет бесконечная гонка.

Другой вариант - использовать стандартные протоколы. Тогда блокировщикам будет тяжело отличить протоколы мессенджеров от протоколов разрешённых сервисов.

Кроме того, мессенджеры могут арендовать адресное пространство у глобальных облачных провайдеров - так, чтобы адреса принадлежали не только им, но и другим компаниям. Но поскольку Россия - это 1–2% мирового рынка, в такую игру вряд ли кто-то захочет играть.

Если мессенджеры не будут сопротивляться, их пользователи смогут сами обойти блокировку?

Если мессенджер действительно удобен и полезен или просто очень нравится пользователям, люди, скорее всего, найдут способ. Правда, это требует определённого уровня компьютерной грамотности, а в России он не очень высокий.

Есть платные и бесплатные VPN-приложения для всех смартфонов и другие анонимайзеры. Другое дело, что для компьютеров таких решений больше, чем для мобильных устройств, и работают они лучше.

Могут ли спецслужбы уже сейчас читать переписку в мессенджерах?

Если сервис отказывается предоставить информацию, легальных способов прочитать зашифрованную переписку нет. Но можно использовать хакерские методы.

Спецслужбы могут без труда получить доступ к SMS человека, за которым ведётся слежка. В этом случае от взлома мессенджера его может спасти только двухфакторная авторизация. Нужно, чтобы она была настроена.

Также можно заразить телефон вредоносным программным обеспечением или, что ещё проще, перехватить данные для веб-доступа.

Фотография на обложке: The Washington Post / Getty Images

О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот документ, по сути, предлагает запретить анонимность в мессенджерах, вводя обязательную идентификацию пользователя оператором связи.

Запрет на анонимки

Согласно пояснительной записке к документу, этот законопроект призван регулировать деятельность организаторов обмена электронными сообщениями, то есть мессенджеров.

«Законопроект определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети «Интернет», которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом », — говорится в тексте проекта.

Таким образом, не идентифицированный по всем правилам пользователь не сможет воспользоваться услугами мессенджера и обмениваться сообщениями.

Идентификацию пользователя обязаны проводить операторы связи на основе номера мобильного телефона по договору, заключенному с организатором обмена электронными сообщениями.

Кроме того, мессенджеры должны предоставить пользователю техническую возможность отказаться от получения сообщений другого пользователя, а также быть готовыми обеспечить массовую рассылку по инициативе органов государственной власти. Также в законопроекте отдельно прописана обязанность по обеспечению конфиденциальности передаваемых электронных сообщений.

Организатор обмена электронными сообщениями обязан ограничивать отправку и передачу сообщений, содержащих информацию, распространение которой противоречит законодательству страны. Как рассказал «Интерфаксу» один из авторов проекта, под такую информацию попадает, например, призыв к участию в несанкционированных уличных акциях протеста.

В случае отказа мессенджера исполнять требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти ему может грозить блокировка на территории Российской Федерации. Кроме того, параллельно в был внесен законопроект об административных штрафах за неисполнение обязанностей: 3-5 тыс. руб. — для физических лиц, 30-50 тыс. руб. — для должностных лиц и от 800 тыс. до 1 млн руб. — для юридических лиц.

Оба закона должны вступить в силу с 1 января 2018 года — к этому моменту организаторы обмена электронными сообщениями обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями, изложенными в правовом документе.

В пресс-службе Медиа-коммуникационного союза (МКС) «Газете.Ru» рассказали о том, что

необходимость законопроекта о регулировании мессенджеров вызвана наличием правоотношений, находящихся вне рамок российского законодательства, куда относится и общение в мессенджерах.

Для пользователей подобных сервисов нет инструментов защиты своих прав, например, в случае получения в мессенджерах угроз или рассылки, на которую пользователь не подписывался. С введением мессенджеров в правовое поле пользователи могут наконец рассчитывать на то, что их права будут соблюдаться.

Внесенный законопроект в целом опирается на те экспертные наработки, которые предлагал МКС, доработан депутатами с учетом дополнений и рекомендаций отраслевых регуляторов.

«Де факто большинство мессенджеров уже используют абонентский номер при идентификации абонента, и от него не потребуется каких-либо дополнительных действий при вступлении закона в силу», — пояснили в МКС.

PR-директор также подтвердил «Газете.Ru», что

большая часть мессенджеров и так запрашивает номер телефона при регистрации, так что Госдума по сути дела «формализует то, что уже существует».

«Суть заключается в том, что в стране существует определенное законодательство в сфере связи. Но мир меняется, появляются новые формы связи, которые необходимо подвести под существующие законы», — пояснил Лидов.

Закон коснется только ОРИ

Действие закона, в случае его принятия, распространится только на те мессенджеры, которые находятся в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), формируемом Роскомнадзором. На момент выпуска заметки в списке ОРИ находится 81 ресурс, в том числе сервисы , «ВКонтакте» и некоторые другие.

Основную часть перечня составляют исключительно российские веб-сайты, но весной 2017 года в нем появился швейцарский мессенджер Threema, который якобы обладает повышенной защищенностью персональных данных благодаря сквозному шифрованию.

В начале мая Роскомнадзор заблокировал на территории России известный китайский мессенджер WeChat, добавив его в реестр запрещенных ресурсов. Спустя несколько дней владельцы мессенджера предоставили данные, запрошенные надзорным ведомством, и доступ к нему был восстановлен.

Популярных в России мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger в этом реестре организаторов распространения информации пока нет. Представитель ранее отказался сообщать, обращалось ли ведомство в эти компании с запросом предоставить данные для включения в список ОРИ.

Сегодня Госдума приняла в заключительном третьем чтении поправки к закону «Об информации» и КоАП, вводящие санкции для веб-ресурсов за доступ к запрещенным сайтам. Они будут распространяться на все прокси- и VPN-сервисы, а также анонимные сети, такие, например, как Tor. Также в третьем чтении Дума одобрила закон о регулировании деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров) и меры, нацеленные на борьбу с нелегальными сим-картами. Все эти изменения были приняты, несмотря на критику отраслевых экспертов и представителей бизнеса.


Поправки депутатов Максима Кудрявцева («Единая Россия»), Николая Рыжака («Справедливая Россия») и Александра Ющенко (КПРФ) предполагают, что Роскомнадзор создаст перечень средств для обхода блокировки запрещенных ресурсов, определит провайдеров их хостинга и иных лиц, обеспечивающих их работу. Провайдеры, которые получат уведомление от Роскомнадзора, обязаны будут принять меры в течение 30 дней либо самостоятельно направить в ведомство заявление о подключении к реестру запрещенных сайтов и готовности блокировать указанные в нем ресурсы. Если владельцы сервисов не выполнят требование, им самим грозит блокировка. При этом под санкции не подпадут владельцы программ, сетей и сервисов, использующие их для клиентов, с которыми находятся в трудовых отношениях.

Механизм ограничения доступа к информационным ресурсам на основании решений Роскомнадзора внедряется с целью предотвращения наступления вредных последствий от использования «средств обхода блокировок» и не исключает возможность последующего обжалования таких решений в суде. При этом выявлять анонимайзеры будет не Роскомнадзор, а ФСБ и МВД.

Поисковые системы также обязаны подать заявку на подключение к реестру заблокированных сайтов в течение 30 дней по требованию ведомства. Подключившись к реестру, поисковик обязан прекращать на территории РФ выдачу по запросам пользователей ссылок на запрещенные сайты и их страницы. Неисполнение этой обязанности будет грозить штрафом для граждан в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц - 50 тыс. руб., для юридических лиц - 500–700 тыс. руб.

Закон с поправками был принят, несмотря на критику представителей интернет-отрасли и бизнеса, которые посчитали такое регулирование избыточным и указали на нарушение закрепленных в Конституции прав граждан. «С учетом стремительного развития интернета и сервисов, с ним связанных, понять, что именно попадает под определения законопроекта, невозможно»,- подчеркивали в Rambler & Co. «Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом»,- указывали в «Яндексе». Закон вступает в силу с 1 ноября 2017 года.

Также сегодня депутаты в третьем чтении приняли закон о запрете на анонимное пользование мессенджерами - он вступит в силу 1 января 2018 года. Его авторы Марина Мукабенова («Единая Россия»), Олег Николаев («Справедливая Россия») и Александра Ющенко (КПРФ) предложили, чтобы владельцы мессенджеров заключали договоры с операторами связи - это позволит устанавливать личность пользователя по номеру телефона. Кроме того, мессенджеры должны будут ограничивать рассылку сообщений по требованию органов государственной власти. Процедуру такого ограничения должно определить правительство.

Эти поправки также подвергались критике: в мае Российская ассоциация электронных коммуникаций указывала, что предлагаемые изменения избыточны, их можно реализовать и в рамках действующего законодательства. Также ассоциация отмечала, что под определение «мессенджер», используемое в законопроекте, могут подпадать любые сайты с возможностью переписки.

Еще одним нововведением стало принятие депутатами поправок, ужесточающих борьбу с нелегальными сим-картами. Теперь физлица не смогут оплачивать счета за мобильную связь, обеспечиваемую сим-картами, оформленными на юридических лиц, без предоставления собственных персональных данных. В свою очередь, операторы сотовой связи получили возможность проверять информацию об абонентах, используя единую систему идентификации и аутентификации, единый портал госуслуг и другие системы госорганов.

Статьи по теме